Английская Корона
Whitehall. Где заседает правительство? Westminster. Что скрывают стены Вестминстера? Выборы в Великобритании Партийная система Великобритании Палата Общин Палата Лордов Парламентская процедура Парламентские Комитеты |
Whitehall. Где заседает правительство?Правительство Ее Величества управляет от имени Королевы, и его штаб находится на Даунинг Стрит (Downing Street) в Whitehall, совсем недалеко от Парламента. Всеобщие выборы определяют партию большинства, представленную в Палате Общин, и Королева приглашает лидера этой партии, чтобы сформировать Свое правительство. Правительственные министры, как правило, являются членами Палаты Общин, хотя иногда назначаются и члены Палаты Лордов. Однако им это не выгодно, поскольку именно перед Палатой Общин правительство должно объяснять свою политику. Все правительственные министры, в том числе и Премьер-Министр, являющиеся членами Палаты Общин, продолжают представлять избирательные округа, которые их выбрали. Если только правительство не является коалицией (последние были сформированы в военные годы - 1939-1945), то правительство создается целиком из одной политической партии. Однако так было не всегда. На протяжении всего XIX столетия ведущие политики были гораздо свободнее в возможности следовать своим собственным убеждениям и интересам, чем партийной дисциплине. Большинство правительств состоит из 100 министров, но сердцем считается Кабинет, включающий 20 или более министров, приглашенных Премьер-Министром. Кабинет требует коллективную ответственность и конфиденциальность. Внутри Кабинета Премьер-Министр - первый среди равных. Теоретически это поддерживает баланс и благоразумие и в политическом курсе, и в действиях. На практике же правила Кабинета могут усилить напряжение. Премьер-Министр должен быть не только сильным лидером, он или она еще обязан давать возможность каждому министру работать в свой области и поощрять коллективное принятие решений по противоречивым проблемам, особенно, когда они выходят за рамки компетенции одного министерства. Фактически же Премьер-Министры имеют гораздо больше полномочий, чем первый среди равных. Они наслаждаются бесспорным политическим лидерством. Министры должны подчиняться воле Премьер-Министра или же убедить его принять свою точку зрения. Если противоречие во взглядах не может быть разрешено, то министр должен уйти в отставку. Отставка министра следует и за потерей поддержки большинства его коллег. Всвязи с резким увеличением объема работы правительства, все старшие правительственные министры (имеющие титул Secretary of State) имеют младших министров (Ministers of State или Parliamentary undersecretaries), которые помогают им справиться с работой. Все они подчиняются правилам коллективной ответственности и не могут публично возражать против политики, проводимой правительством. Хотя большая часть правительства является политической, оно зависит от постоянной части служащих Гражданской Службы, которые ведут дела министров и поддерживают правительство в движении. Гражданская Служба, имеющая в своем распоряжении примерно 500'000 людей требует от своих служащих исполнения обязанностей политически беспристрастно. Гражданские служащие должны также верно служить новому правительству, как и старому, хотя как отдельные индивидуумы они могут радоваться или огорчаться при смене правительства. Гражданские служащие, желающие баллотироваться на выборах в Парламент должны сначала уволиться с Гражданской Службы. Сердце Гражданской Службы - Правительственный Кабинет (Cabinet Office), секретарь которого является старшим гражданским служащим в данное время. Его обязанности весьма значительны; среди них - нормальное и гладкое функционирование всей Гражданской Службы, также как в обязанность всех действующих министров в отношении дел Кабинета входит обеспечение координации политики на высшем уровне. В каждом министерстве или департаменте старший служащий, Постоянный Секретарь (Permanent Secretary) и его или ее ближайшие подчиненные, секрерари и помощники секретарей несут ответственность за оказание помощи своему министру в претворении в жизнь политики правительства. Постоянный Секретарь не имеет аналогов ни в Европе, ни в США. На практике осуществление политики - двусторонний процесс. Идет постоянная борьба между политическими желаниями министра и заинтересованности гражданских служащих в минимизации отклонений от известных и проверенных способов управления. Обе стороны склонны видеть в другой потенциальную помеху хорошему управлению, но также обе ясно видят скрытые опасности от того, чтота или иная партия наслаждается неоспоримой властью. Словами одного бывшего министра, Гражданская Служба - "красиво сконструированный тормозящий механизм. Он придумывает сотни хорошо обоснованных аргументов против инициативы и перемен". Существует крепкая традиция верности гражданского служещего своему министру. Один министр вспомнил такой случай. Он отверг один весьма настойчивый совет своего секретаря (Permanent Secretary) и велел ей приготовить политическую бумагу, которую он хотел представить на рассмотрение Кабинета. И она представила ему бумагу со стройлной логичной аргументацией политики министра, с которой она была не согласна. Она прокомментировала это так: "Внутренний спор окончен... с этого момента моя обязанность в том, чтобы помочь Вам убедить Ваших коллег в правильности политики". Министр и его или ее старшие гражданские служащие будут ближайшими союзниками в борьбе за интересы своего департамента или министерства против конкурентов, особенно в распределении бюджета. HOMEPAGE |